Сайт разработан в соответствии со статьей 29 закона «Об образовании в РФ»

Версия для слабовидящих

Сеть сайтов образовательных учреждений Республики Ингушетия sites.sokori.ru

Редактировать

Положение

ПОЛОЖЕНИЕ

 О РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ УЧИТЕЛЯ, РАБОТАЮЩЕГО ПО ФГОС НОО ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

1. Общие положения

 

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования.

1.2. Рабочая программа по учебному предмету – это нормативно-правовой документ, обязательный для выполнения в полном объеме, предназначенный для реализации требований ФГОС второго поколения к условиям и результату образования обучающихся начальной ступени образования по конкретному предмету учебного плана общеобразовательного учреждения (далее – ОУ).

1.3. Цель рабочей программы — создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по определенной учебной дисциплине (образовательной области). Программы отдельных учебных предметов должны обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

1.4. Функции рабочей программы:

-         нормативная, то есть является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;

-         целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область;

-         определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися, а также степень их трудности;

-         процессуальная, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;

-         оценочная, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности учащихся.

1.5. К рабочим программам, которые в совокупности определяют содержание деятельности ОУ в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования, относятся:

-       программы по учебным предметам;

-       программы по внеурочной деятельности;

 

2. Разработка рабочей программы

 

2.1. Разработка и утверждение рабочих программ относится к компетенции образовательного учреждения и реализуется им самостоятельно.

2.2. Рабочая программа разрабатывается учителем (группой учителей, специалистов по данному предмету).

2.3. Рабочие программы составляются на уровень обучения (начальное общее образование и т.д.).

2.4. При составлении, согласовании и утверждении рабочей программы должно быть обеспечено ее соответствие следующим документам:

-       федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования;

-       требованиям к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;

-       программе формирования универсальных учебных действий;

-       основной образовательной программе начального общего образования;

-       примерной программе дисциплины, утвержденной Министерством образования и науки РФ (или авторской программе, прошедшей экспертизу и апробацию);

-       федеральному перечню учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования; 

-        учебному плану общеобразовательного учреждения;  

-       требованиям к оснащению образовательного процесса.

 

2.5. Рабочая программа учебного предмета может быть единой для всех работающих в данной школе учителей или индивидуальной.

2.6. Рабочая программа учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) является основой для создания учителем календарно-тематического планирования учебного курса на каждый учебный год.

2.7. Если в примерной   или авторской программе не указано распределение часов по разделам и темам, а указано только общее количество часов, учитель в рабочей программе распределяет часы по разделам и темам самостоятельно, ориентируясь на используемые учебно-методические комплексы и индивидуальные особенности обучающихся.

 

3.  Структура, оформление и составляющие рабочей программы

 

3.1. Рабочая программа учебного предмета должна быть оформлена по образцу, аккуратно, без исправлений выполнена на компьютере. Таблицы вставляются непосредственно в текст.

Календарно-тематическое планирование представляется в виде таблицы.

3.2. В зависимости от степени корректировки примерной или авторской программы используется  рабочая программа в виде:

-       количество часов в учебном плане образовательного учреждения не совпадает с количеством часов в примерной (авторской) программе (более чем на 6 часов в год) вне зависимости от количества учебных недель в конкретном  общеобразовательном учреждении;

-       производится корректировка авторской программы в плане изменения числа тем, последовательности их изложения, перераспределения часов, отводимых на изучение тем; распределение резервного времени производится учителем самостоятельно и не является корректировкой программы;

3.3. Составитель рабочей программы может самостоятельно:

-      раскрывать содержание разделов, тем, обозначенных в ФГОС и примерной программе;

-      конкретизировать и детализировать темы;

-      устанавливать последовательность изучения учебного материала;

-      распределять учебный материал по годам обучения;

-      распределять время, отведенное на изучение курса, между разделами и темами по их дидактической значимости, а также исходя из материально-технических ресурсов школы;

-     конкретизировать требования к результатам освоения основной образовательной программы обучающимися;

-     включать материал регионального компонента по предмету;

-      выбирать, исходя из стоящих перед предметом задач, методики и технологии обучения и контроля уровня подготовленности обучающихся. 

3.4. Структура рабочей программы

1)           Титульный лист.

2)           Пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса.

3)           Общая характеристика учебного предмета, курса.

4)           Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

5)           Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

6)           Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.

7)           Содержание учебного предмета, курса.

8)           Контроль предметных результатов.

9)           Календарно-тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности обучающихся.

10)      Описание учебно – методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

11)      Список литературы (основной и дополнительный) для учителя и учащихся.

12)      Приложения к программе (при необходимости).

 

3.5. Структурные элементы рабочей программы педагога

 

Элементы

рабочей

 программы

Содержание элементов рабочей программы

Титульный лист

 

Пояснительная

 записка

- кому адресована программа: тип (общеобразовательное, специальное и др.), вид (гимназия, лицей, др.) учебного учреждения и определение класса обучающихся;

- особенность по отношению к ФГОС НОО, ООО

- концепция (основная идея) программы;

- обоснованность (актуальность, новизна, значимость);

- указывается, в какую образовательную область входит данный учебный предмет;

- кратко формулируются общие цели учебного предмета для ступени обучения;

- сроки реализации программы;

- основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы, включая раскрытие связей основного и дополнительного образования по данному предмету (при наличии таковых);

- предполагаемые результаты;

- кратко излагается система оценки достижений учащихся;

- указывается основной инструментарий для оценивания результатов;

- приводится используемая в тексте программы система условных обозначений.

Общая характеристика учебного предмета, курса

 

-  указывается примерная или авторская программа, на основе которой разработана рабочая программа (издательство, год издания).

- конкретизируются общие цели и задачи начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса

- общая характеристика учебного процесса: основные технологии, методы, формы обучения и режим занятий;

- логические связи данного предмета с остальны­ми предметами (разделами) учебного (образовательного) плана;

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

К какой образовательной области относится, в течение, какого времени изучается, за счет каких часов реализуется, недельное и годовое кол-во часов

 

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

По программе

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса в соответствии с требованиями ФГОС и авторской программы конкретизируются для каждого класса; могут быть дифференцированы по уровням

Требования к подготовке учащихся по предмету в полном объеме совпадают с требованиями ФГОС и примерной (авторской) программой по предмету или примерными учебными программами (для интегрированного курса).

Требования задаются в деятельностной форме (что в результате изучения учебного предмета учащиеся должны знать, уметь, использовать в практической деятельности и повседневной жизни).

Содержание тем учебного курса

- перечень и название раздела и тем курса;

- необходимое количество часов для изучения раздела, темы;

- формы контроля.

Контроль предметных результатов

Контроль предметных результатов освоения конкретного учебного предмета учащимися является важнейшим этапом учебного процесса и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. В структуре программы проверочные средства должны находиться в логической связи с содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков способов деятельности; проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как планируемые результаты обучения. Они представляются в начале каждого курса в виде требований к подготовке учащихся. В данный пункт рабочей программы может быть включен перечень вопросов для итогового контроля по изучаемой дисциплине. Контроль должен планироваться и фиксироваться в учебно-тематическом планировании.

Календарно-тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности обучающихся

 

- перечень разделов, тем и последовательность их изучения;

- количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы;

- темы отдельных уроков и учебные материалы к ним;

- календарные сроки;

- фактические сроки с описанием причин корректировки дат;

- дополнительные разделы по усмотрению учителя.

Описание учебно – методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

В этом разделе указываются учебная и методическая литература, нормативные и инструктивно-методические материалы, перечень необходимых для реализации программы учебно-методических пособий, учебно - лабораторного оборудования, а также дидактических материалов, которые будет использовать учитель для реализации целей, указанных в программе, оборудование и приборы, методические и дидактические материалы.

Список литературы (основной и дополнительный)

Литература по учебной дисциплине подразделяется на основную и дополнительную. Перечень основной литературы включает издания, используемые учителем при составлении программы и организации учебного процесса. Дополнительный список зависит от предпочтений авторов рабочей программы. Он включает учебники, учебные пособия, справочники и другие источники, расширяющие знания обучаемых по отдельным аспектам и проблемам курса. В библиографическом списке выделяются издания, предназначенные для учащихся, и литература для педагога (как основная, так и дополнительная). Список литературы  программы изданий, с указанием автора, названия книги, места и года издания.

 

3.6. Содержание тем учебного курса представляется в виде следующей таблицы:

 

Раздел

учебного курса

 

Количество часов

Текущий и промежуточный контроль. Формы контроля

 

Раздел 1. …..

 

 

 

Раздел 1. …..

 

 

 

Раздел 1. …..

 

 

 

Раздел 1. …..

 

 

 

 

 

3.7.  Календарно-тематическое планирование

Таблица календарно-тематического планирования по (название предмета, курса) на  … класс

№ п/п

Раздел,Тема урока

Кол-во час

(тип урока)

Дата

Планируемые результаты

Характеристика учебной  деятельности учащихся

Вид и форма контроля

Домашнее задание

 

по плану

фактически

Предметные

Личностные

Метапредметные

 
 

1

 2

 3

4

 5

 6

 7

 8

 9

 10

 11

 

 

 

 

4. Рассмотрение и утверждение рабочей программы

 

4.1. Учитель представляет Рабочую программу на заседание учебно - методического объединения учителей-предметников на предмет соответствия установленным требованиям. В протоколе заседания учебно - методического объединения учителей-предметников указывается факт соответствия Рабочей программы установленным требованиям.

4.2. Рабочую программу представляют на согласование заместителю директора по учебной работе. Рабочая программа анализируется заместителем директора по учебно-воспитательной работе ОУ на предмет соответствия программы учебному плану общеобразовательного учреждения и требованиям государственного образовательного  стандарта; проверяется наличие учебника, предполагаемого для использования, в федеральном перечне. Заместитель директора школы в титульном листе под грифом «Согласовано» ставит дату, подпись. 

4.3. После согласования рабочую программу утверждает директор ОУ,  ставит гриф утверждения  на титульном листе.

 

Данное Положение вступает в силу со дня его утверждения. Срок действия не ограничен (или до момента введения нового Положения).

5. Компетенция и ответственность учителя

6.1. К компетенции учителя относятся:

§  разработка Рабочих программ;

§  использование и совершенствование методик учебной деятельности и образовательных технологий;

§  организация своей деятельности в соответствии с годовым календарным учебным графиком на текущий учебный год и правилами внутреннего распорядка школы, иными локальными актами к Уставу школы;

§  осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в соответствии с федеральными нормами и федеральными требованиями государственного стандарта общего образования, Уставом школы;

§  отчетность о выполнении обучающимися практической части Рабочих программ в соответствии с учебным планом школы на текущий учебный год и графиком учебного процесса (расписанием занятий).

6.2. Учитель несет ответственность за:

§  невыполнение функций, отнесенных к его компетенции;

§  реализацию обучающимися не в полном объеме практической части Рабочих программ в соответствии с учебным планом общеобразовательного учреждения на текущий учебный год и графиком учебного процесса (расписанием занятий);

§  качество знаний, умений и способов деятельности, обучающихся по учебному курсу, предмету, дисциплине (модулю);

§  нарушение прав и свобод обучающихся во время реализации Рабочих программ.

6.3. Индивидуальная подготовка учителя к уроку осуществляется в виде конспекта урока или заполнения технологической карты (приложение 2)